Адвокат в Уфе  /   /   Что делать если доставили в отдел

Что делать если доставили в отдел полиции

Оглавление

  1. Что такое доставление
  2. Кто вправе исполнять доставление
  3. Когда применяется доставление
  4. Другие законные цели доставления
  5. Процедура доставления физлица
  6. После доставления в полицию
 

Прежде всего, доставление гражданина в отдел при подозрении на «административку» – процедура, наиболее удобная для правоохранителей. В стенах отделения полиции сотрудникам оформлять протокол попросту более комфортно, чем в общественных местах при посторонних лицах.

Подвергнуться доставлению может любой гражданин, самый обычный. Проверка документов при повседневной уличной прогулке, неловко брошенный в урну мусор или шумное празднование в квартире – результатом этих событий нередко становится доставление, административный протокол и даже задержание.

На правах опытного юриста и адвоката я разъясню, как правильно вести себя при доставлении и после него, что нужно и что не нужно делать.

Что такое доставление

Это принудительное препровождение физлица, являющееся мерой обеспечения производства по «административке» (административному правонарушению) и призванное способствовать составлению протокола по правонарушению, соответствующему статье КоАП (ст.27.2 ч.1). Там же отмечается, что доставление применяется при обязательности составления протокола и при невозможности протоколирования правонарушения на месте его выявления.

В уголовно-процессуальном кодексе доставление упоминается вскользь и лишь как этап задержания подозреваемого, предваряющий составление протокола задержания по прибытии правоохранителей с задержанным в орган дознания (ст.92, п. 1 УПК). Доставление главным образом разъясняется в законодательстве по административным правонарушениям.

Согласно закона «О полиции» (ст.13 п.13), доставление – это препровождение гражданина принудительно в строго определенные служебные помещения (подразделения полиции, территориального или муниципального органа, другое служебное помещение).

Следует отметить право сотрудников полиции осуществить доставление принудительно, т.е. применением физического воздействия к физлицу, пытающемуся противодействовать следованию в указанное полицейскими место. Кроме того, попытки противодействия законным распоряжениям силовиков вызовут ответственность гражданина по статье 19.3 КоАП.

Кто вправе исполнять доставление

Правом принудительного препровождения гражданина, выполняемого при невозможности составления протокола непосредственно по месту административного правонарушения, обладают должностные лица МВД, ВС, Нацгвардии, ГИБДД, экологического надзора, погранслужбы, госохраны и др. (ст.27.2 КоАП).

Когда применяется доставление

В 13 пункте статьи 13 закона «О полиции» описаны цели доставления, которыми обязаны руководствоваться правоохранители.

Решение вопроса по задержанию лица. В тексте пункта 13 дополнительно поясняется, что лишь невозможность разрешения вопроса на месте позволяет выполнять доставление для последующего задержания. Т.е. фактически обоснованием этой процедуры является очевидность сотруднику полиции обстановки, в которой выполнение служебных обязанностей правоохранителя невозможно исполнить в надлежащем порядке без доставления-задержания лица (к примеру, данное лицо совершает насильственное правонарушение на глазах полицейского).

Или же меры, предпринятые полицейским, утвердили обоснованность подозрения (как минимум, не поспособствовали устранению подозрения) в потребности задержания и доставления данного гражданина в отдел полиции.

Установление личности гражданина. Отмечено, что потребность установить личность гражданина должна основываться на предположении о его нахождении в розыске. Как правило, здесь подразумевается обнаружение сотрудником полиции гражданина, приметами совпадающего с лицом, указанным в розыск.

Необходимо заметить, что приоритетного обязательства установления личности гражданина по документам при схожести его примет с разыскиваемым лицом – этого в законе не отмечено. Т.е. получается, что правоохранитель вправе задерживать-доставлять гражданина, совпадающего приметами с разыскиваемым правонарушителем, даже если тот предоставит удостоверяющие личность документы.

Совет адвоката: отсутствие гражданского паспорта при проверке «подозрительного» физлица полицейскими в общественном месте не является само по себе основанием для задержания с последующим доставлением в отдел. 55 статьи Конституции РФ утверждает условие возложения гражданских обязанностей на россиян исключительно федеральными законами, а закона, обязующего иметь гражданский паспорт при себе постоянно – такого нет. 

Защита гражданина. Законом «О полиции» называются условия востребованности защиты гражданина путем доставления в орган МВД: неспособность позаботиться о себе самостоятельно в обстановке непосредственной угрозы его здоровью и жизни; невозможность избежать опасности прочими способами.

Подразумевается непосредственное наличие угрозы здоровью/жизни лица, очевидное сотруднику МВД и присутствующим гражданским лицам. К примеру, доставлению в полицию подлежат обнаруженные в общественных местах лица, в силу заболевания не способные назвать себя и местожительство.

Это также граждане, пытавшиеся совершить самоубийство или проявляющие различимые признаки расстройства психики, своими действиями создающие опасность окружающим. Наконец, доставление применяется к гражданам, обвиняемым окружающими в тяжком преступлении и находящимися под угрозой самосуда.

Иные случаи, предусмотренные законодательством. Ссылаясь на неназванные в 13 пункте статьи 13 «иные случаи», обосновывающиеся потребность доставления, закон «О полиции» подразумевает нормы, описанные в иных актах законодательства.

Это упомянутая выше статья 27.2 КоАП, утверждающая право доставления административных правонарушителей, делами которых занимается полиция, а также оформляемым протоколами административным правонарушениям по статье 28.3 части 2 первому пункту КоАП. Также полиции принадлежит право доставления граждан, совершивших любое административное правонарушение, в порядке административного задержания при условии обращения полномочных должностных лиц, которые вправе протоколировать «административку» (ст.27.3 КоАП).

Примером «иных» законодательных случаев, определяющих условия доставления граждан – 11 статья часть 3 пункт 1 закона «О противодействии терроризму». Согласно названного пункта на территории (объекте), где установлен режим контртеррористической операции, ведется проверка у физлиц удостоверяющих личность документов, а при отсутствии таковых документов – выполняется доставление с целью выяснения личности в органы полиции, либо иные компетентные органы.

С 2021 года полиции дано законное право осуществлять доставление в медпункты обнаруженных в общественных местах лиц, состоящих в опьянении (алкогольном, наркотическом, ином токсическом) и неспособных ориентироваться, передвигаться (ст.13 п.14 закона «О полиции»). Впрочем, это скорее обязанность для правоохранителей, поручаемая одновременно с восстановлением системы медвытрезвителей в России (ст.26.3 п.2 пп.21.4 закона за №184-ФЗ от 06.10.1999).

Помимо названного выше сотрудникам полиции принадлежит право доставления несовершеннолетних правонарушителей, застигнутых при совершении антиобщественных деяний и иных правонарушений, а также беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних (ст.13 п.15 закона «О полиции»). Их доставление происходит в спецучреждения для лиц несовершеннолетнего возраста или в служебное помещение полицейского подразделения в соответствии с законом за №120-ФЗ от 24.06.1999.

Другие законные цели доставления

Наряду с основной задачей принудительного привода физлиц, заключающейся в протоколировании «административки» и установления личности, КоАП в статье 27.2 устанавливает дополнительные цели.

Пресечение правонарушения. Доставление обеспечивает прекращение посягательства на объекты и территории, состоящие под охраной, предотвращение нарушения госграницы и неповиновение сотрудникам полиции, военнослужащим или общественным деятелям, исполняющим гособязательства по своей компетенции.

Выяснение принадлежности перевозимого груза и транспорта. Если необходимые документы отсутствуют – груженый транспорт с водителем и сопровождающим подлежат доставлению в орган полиции.

Выяснение принадлежности орудия совершения (предмета) административного правонарушения. Применяется при выявлении лесонарушений, норм охраны животного мира, охоты и рыболовства, правонарушений в зоне континентального шельфа РФ и др.

Процедура доставления физлица

Согласно второго пункта статьи 27.2 КоАП, период осуществления процедуры доставления гражданина должен быть минимально коротким. Что касается максимального срока препровождения физического лица в принудительном порядке, то, по положениям 14 статьи закона «О полиции», можно определить его равным 48 часам. Т.е. увязать с предельным сроком задержания гражданина (48 часов) при отсутствии соответствующего судебного решения (ст.14. п.1 закона «О полиции»).

Совет адвоката: личный досмотр перед доставлением гражданина, либо в процессе его доставления допускается законом лишь при наличии сведений, что данный гражданин при себе имеет оружие, боеприпасы или патроны к нему, взрывчатку (вещества, устройства), наркотические, психотропные средства (вещества), либо радиоактивные или ядовитые вещества (ст.13 п.1 пп.16). Т.е. досматривать доставляемого необоснованно и до прибытия в отдел полиции, до фактического задержания – правоохранители не вправе.

Важно также учитывать, что по условиям четвертого пункта 14 статьи закона «О полиции» срок задержаний исчисляется с момента применения к физлицу ограничений свободного передвижения. Соответственно время, затраченное на разбирательство ситуации с гражданином по месту и его привод в полицию, учитываются в общем сроке задержания.

Исключение: задержание по положениям административного кодекса, срок которого исчисляется с момента доставления в полицейский отдел (ст.27.5 п.4 КоАП).

После доставления в полицию

Доставление физлица считается исполненным, как только доставляемого гражданина провели через дверной проем здания, в котором располагается подразделение полиции.

По каждому доставленному лицу в отделе полиции составляется протокол, где отмечается дата, текущее время и место подготовки протокола, ФИО его составителя и данные по задержанному, включающие дату, время и место выполненного задержания, его основания и мотивы, а также указывается фактическое уведомление родственника, либо близкого лица (ст.14 п.14 закона «О полиции»). Подписанная полицейским копия протокола, вне зависимости от подписания или не подписания (делается запись об отказе в подписи) документа задержанным, передается задержанному физлицу (ст.14 п.15 закона «О полиции»).

Подробный порядок обращения с доставленным лицом регламентирует «Наставление о порядке исполнения обязанностей…», утвержденное приказом МВД за №389 от 30.04.2012. Расскажу, что из данного «Наставления» важно знать доставленному в отдел полиции гражданину.

Причины задержания физлица, его последующего доставления в полицию незамедлительно (т.е. как можно быстрее) выясняются оперативным дежурным, принимающем в результате решение (гл.1 п.5 «Наставления»):

  • поместить задержанного во временный изолятор («обезьянник») дежурной части;
  • освободить лицо, если основания для его помещения во временный изолятор отсутствуют;
  • направить в медорганизацию (государственную, муниципальную), если медработник скорой помощи выдаст соответствующее заключение (потребность стационарного лечения);
  • передать несовершеннолетнего органу дознания, либо следствия, сотруднику по делам несовершеннолетних, родителям (законным представителям), должностным лицам образовательного (учебно-воспитательного, специализированного (социальная реабилитация)) учреждения, а также учреждений органов здравоохранения;
  • передать физлицо представителю воинской части, либо соответствующего учреждения (органа) при уклонении первым потребности участия в военных сборах (ст.2.5 п.1 КоАП);
  • освободить на основании установления личности, имеющей законную неприкосновенность (депутат Госдумы, член судебного корпуса, прокуратуры, действующий арбитражный заседатель и др.).

По условиям рассматриваемого «Наставления», составлением протокола по «административке» занимается опердежурный отдела полиции, предварительно выяснив фактические обстоятельства административного правонарушения. Далее оперативный дежурный будет выносить определение по возбуждению «административного» дела и дальнейшего расследования в рамках статьи 28.7 КоАП, либо постановление по прекращению «административки» по основаниям статьи 24.5 КоАП.

К слову, оформлением протокола может также заниматься уполномоченное должностное лицо, которому будут переданы материалы по административному проступку от опердежурного.

Граждане, доставленные в полицию за административные проступки, подвергаются личному досмотру – проводят сотрудники МВД аналогичного пола с задержанным, присутствуют двое понятых такого же пола. При обнаружении у обыскиваемого предметов (вещей), запрещенных законодательством, полицейскими будет приниматься решение о привлечении задержанного к ответственности. Легальные предметы и вещи, не входящие в перечень разрешенного имущества (приложение №5 к «Наставлению»), у задержанного изымаются вплоть до завершения периода задержания, с последующим возвратом. За их сохранность ответственен оперативный дежурный полицейского отдела.

К каждому доставленному физлицу после досмотра обязательно применяется дактилоскопирование (ст. 9 п.«ж» закона за №128-ФЗ от 25.07.1998).

В трехчасовой срок от момента задержания опердежурный должен обеспечить доставленного гражданина телефонным звонком, либо позвонить по его просьбе родственникам (близким) лично. Напомню, что факт уведомления родственников (близких) доставленного физлица указывается в протоколе задержания.

Перед размещением во временном изоляторе отдела полиции, опердежурный расспросит доставленного гражданина о состоянии здоровья (жалобах, хронических заболеваниях) с внесением этих сведений в протокол.

Если у доставленного лица имеются видимые травмы, ранения или его состояние требует оперативной медпомощи, либо доставленное физлицо сообщит о ухудшении здоровья (также самоистязание, попытка суицида), дежурный по отделу полиции должен вызвать скорую медпомощь. До ее прибытия опердежурный организует оказание первой помощи задержанному, устанавливает постоянное наблюдение за его состоянием.

При невозможности своевременного получения скорой медпомощи, требующий медицинского вмешательства задержанный должен быть доставлен полицией в ближайшее медучреждение.

Обстоятельства, причины получения доставленным (задержанным) телесных повреждений и ранений описываются в протоколе по задержанию. Если их причинение со слов доставленного произошло из-за насильственных действий, то оперативному дежурному необходимо получить заявление пострадавшего, либо, если получение заявления невозможно – подготовить соответствующий рапорт.

Вне зависимости от вида полученного документа (заявление, рапорт) по существу травмирования (ранения) доставленного, требуется его регистрация в «Книге учета заявлений». Также в задачу опердежурного входит получение письменных рапортов (объяснений) от свидетелей происшествия, если причинение себе травм доставленное лицо осуществило в помещениях полицейского отделения.

Напоминаю, что статья 25.5 КоАП устанавливает право физлица, по которому ведется дело по «административке», на полноценную юридическую помощь защитника. Наиболее верно, если таким защитником будет профессиональный адвокат с удостоверенными ордером полномочиями. 

Варианты дальнейшего развития событий рассмотрены мною в материале «Что делать если арестовали».

Оставить заявку


Спасибо!

Ваша заявка принята. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.
 

Ошибка при отправке заявки. Попробуйте отправить еще раз.
 

Оставить заявку


Спасибо!

Ваша заявка принята. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.
 

Ошибка при отправке заявки. Попробуйте отправить еще раз.
 



Получите консультацию адвоката


Подтверждаю, что я ознакомлен и согласен с условиями политики конфиденциальности

© 2009 - 2021 - Адвокат Уфа